Апдейт-культура
Автоматическое обновление приложений на компьютере или смартфоне становится все более распространенным явлением. Начавшись с браузеров и внутренних компонентов ОС, эта практика сегодня захватывает все приложения, поскольку централизованный механизм обновлений есть практически во всех актуальных ОС – последней на праздник поспела Windows 8 с ее магазином. К сожалению, общая культура IT, как обычно, пока не поспевает за внедряемыми технологиями, принося пользователям проблемы. Компьютерные и смартфонные приложения – это удивительные продукты. В отличие от любых других знакомых нам вещей они могут значительно менять свои свойства уже после того, как мы их купили и начали использовать. Это происходит благодаря обновлениям.Через обновление версий устраняются ошибки в работе, устраняются уязвимости перед интернет-угрозами, но более существенно то, что могут значительно измениться дизайн приложения и его функциональность. Вообще говоря, подразумевается, что эти изменения всегда улучшают приложения, но на практике бывает по-разному.
Тема программных обновлений (тогда их называли заплатками, patch), вообще говоря, не нова. Само название «заплатка» восходит к эпохе больших институтских компьютеров с перфокартами и магнитными лентами в качестве носителей информации. Чтобы обновить программу, ленту разрезали в указанных местах и вклеивали кусок с исправленной программой, делая натуральную заплатку. Но и тогда, и десяток лет спустя, механизм заплаток использовался с единственной целью – исправлять ошибки и недоработки в программе. Поэтому обновления «устанавливались» пользователями охотно и самостоятельно. Ленты сменились дискетами и винчестерами, компьютерные архитектуры менялись, но сама практика самостоятельного поиска и установки обновлений изменилась мало. Широкое знакомство с автоматическими обновлениями обычным людям принесла Windows 98, впервые включавшая в свой состав Windows Update. Появилось приложение для установки обновлений не от хорошей жизни – кроме многочисленных ошибок в драйверах и приложениях ОС, создававших проблемы в тех или иных случаях, распространение интернета привело к появлению принципиально нового класса угроз – уязвимостей, открывавших несанкционированный доступ к компьютеру через глобальную сеть. Устранять такие ошибки нужно предельно быстро, не дожидаясь, пока пользователь задумается о том, что надо бы улучшить ОС (обычно пользователь об этом вовсе не думает). Именно для таких, критичных к темпам применения «заплаток», создавались системы автообновлений. Сегодня ими пользуются прежде всего антивирусы и делают это уже даже не ежесуточно, а чуть ли не ежечасно. Также активно ищут и регулярно устанавливают обновления другие программы, часто становящиеся жертвами интернет-угроз, прежде всего браузеры и браузерные дополнения (Flash, Acrobat).
Что касается многих других приложений, им получать обновления не столь критично, но механизмы для этого тоже есть. В операционных системах семейства Linux для этого есть механизм репозиториев, а придать ему «человеческое лицо» смогла Apple, добавив функцию обновления к своему App Store для iOS. Механизм централизованной дистрибуции и обновления приложений с тех пор адаптирован и для других ОС: Android, MacOS, Windows, Windows Phone, Symbian и т.п. Казалось бы – что плохого? Нажал «обновить» – и все приложения на устройстве имеют самую свежую версию. Проблема в том, что всех причесали под одну гребенку, и к механизму автообновлений получили доступ разработчики с самым разным уровнем культуры разработки и тестирования. Нередки случаи, когда после обновления приложение не работает у части пользователей вообще или в нем появляются новые раздражающие ошибки – плохо оттестировали. Как ни странно, это касается не только Android с его разнообразием устройств и отсутствием модерации в магазине приложений, но и «причесанной» iOS, где царит порядок и проводится ручная модерация. Причем речь идет не о третьеразрядных разработках – навскидку вспоминается «падающий» каждые полчаса официальный клиент Twitter, обновление которого прокляли все пользователи, заполонив App Store отзывами «не обновляйтесь!». Это одна из причин, по которой владельцы экосистем пока не рискуют включить механизм полностью автоматического принудительного обновления. Бывают и другие проблемы – новый дизайн, который не нравится части пользователей, исчезновение тех или иных функций из приложения (по разным причинам, вплоть до проблем с авторскими правами). В общем, причин не ставить обновления возникает масса. И сегодня рынку очень не хватает механизма, который позволит ставить обновления безопасно, без риска испортить работоспособность приложений. Это может быть дополнительная кнопка «вернуть предыдущую версию приложения», либо полностью автоматизированный механизм, который сначала раздает обновления малому числу опытных пользователей и, если они рапортуют, что все в порядке, делает обновление более массовым. Без подобного механизма пользователи достаточно скоро потеряют доверие к самому централизованному хранилищу обновлений, отключат напоминания и круг замкнется – снова основная задача по доставке важных обновлений всем пользователям не будет решаться.
А какой вариант обновления предпочитаете вы: ручной или автоматический? Информация взята с блога Nokia Conversations, за что им отдельное спасибо, интересные вещи пишут!