Angry Birds. Истории мобильных игр
Angry Birds можно по праву назвать самой популярной мобильной игрой. Ведь не проходит ни дня, чтобы я не увидел одного-трех человек в транспорте, играющих в эту игру. Играют в «птичек» везде — в школах, институтах, на автобусных остановках… Игра, известная почти всем. И над этим всем хорошо постарался Питер Вистербака — маркетинговый директор компании Rovio Mobile. Как считает создатель игры, культовая популярность не является какой-то странностью. Ведь игра доступна на любой операционной системе как в виде отдельного приложения, так и в онлайн версии. Представьте себе, когда игру запустили в недалеком 2009 году, ее за первый месяц-два скачали более двух миллионов раз. Ровно через год было около 50 миллионов скачиваний! А еще через год — более 250 миллионов. Состоянием на 3 ноября 2011 года игру скачали 500 миллионов раз.
А как все начиналось? Многие, конечно, считают, что Angry Birds была первой игрой Rovio. Но это не так, «Злые птички» были аж 52 игрой компании. История Rovio Mobile начиналась с ничего, как и многие большие и успешные компании. В 2003 году студенты-друзья Никлас Хед, Ярно Вякевяйнен и Ким Дикерт выиграли конкурс мобильных приложений Assembly, проводимый компанией Nokia и HP. Будущие «ровиовцы» представили игру «King of the Cabbage World» и победили в конкурсе. Это и был главный толчок для друзей-студентов, в следствие чего была создана компания Relude, а первая игра была продана студии Sumea (ныне принадлежит Digital Chocolate) и переименована в «Mole War», став первой в мире коммерческой мобильной многопользовательской игрой в режиме реального времени. К счастью, сохранилось видео, показывающее геймплей «Mole War»:
Поначалу компания разрабатывала игры для платформы J2ME (Или JAVA). Это были хардкорные игры с элементами насилия и ужасов, а также гонки и шутеры. В основном компания разрабатывала мобильные игры для крупных издателей, в частности игры Burnout, Need for Speed, SWAT. На тот момент у них было очень немного собственных игр.
Из интервью RBK Daily с Яакко Иисало, главным дизайнером Rovio:
«Мы пытались продавать свои игры, но они никому не были нужны. От них был только убыток. Дело в том, что геймеры увлекались популярными играми на консолях или домашних компьютерах, а потом искали их на портативных устройствах. Им хотелось проходить на мобильном телефоне те же самые «стрелялки», гонки, либо казуальные игры. Тогда мы и принялись принимать заказы от больших фирм, писали для них игровой софт и зарабатывали себе деньги. Ну и репутацию добросовестных разработчиков.»
В январе 2005 года компания Relude изменила своё название на Rovio Mobile. В период с 2005 по 2008 год компания разрабатывала игры для Nokia, в том числе популярную Bounce Game с шариком, который надо загнать в лунки. Эта игра была установлена примерно на 2 млн телефонах в мире. Затем в 2008 году рынок изменился. Смартфоны вошли в нашу жизнь. Эти новые девайсы имели тачскрины, были более мощными. И в Rovio решили: вот рынок, на который нужно нацелиться. И тогда началось самое интересное.
«У нас были деньги на разработку только одной собственной игры. Только одной! Нам требовалась правильная концепция, чтобы не прогореть в такой рискованной ситуации. Мы поставили на карту очень многое. Предполагалось, что первоначальный бюджет игры составит 40 тыс. евро, но в итоге мы потратили ровно в два раза больше.» Яакко Иисало
Angry Birds появилась, в следствии долгого анализа контента AppStore (Магазин приложений для iOS). По началу была идея создать игру про птичек. Почему про птичек? Объяснение очень простое — их дизайнер хорошо рисовал птичек, да и птички всем нравятся. Игру про птичек хотели так и назвать, но только на инглише. Но как-то собравшись всей компанией, начали обсуждать эту игру и слово за слово было решено, что их противником будут свиньи. Опять таки, почему свиньи? Питер Вистербака сказал коротко: «Их все не любят». С этого и началась идея противостояния птичек и свиней, желающих отведать яичницу. Из-за того, что птички разозлились на желание свиней, игру переименовали в «Angry Birds».
Яакко Иисало:
«Нет, у меня сначала появилась идея просто с птицами. Кстати, механика игры тоже отличалась от теперешней. Потом мы стали анализировать, какие игры ждет аудитория. Оказалось, большой спрос на игровой софт с реалистичной физической моделью. На этом этапе мы окончательно определились, что наша игра будет с реальной физикой и в своеобразном артиллерийском стиле. Всем понравилось, что в ней будут птицы в качестве пушечных ядер. Однако птицам понадобились оппоненты, то есть цели — те, по кому они будут производить стрельбу. Вот я и придумал свиней. Мне всегда нравились эти милые животные. Они для меня вполне естественный выбор. Ну и немаловажно то, что моей маме глянулись поросятки, потому что примерно таких свинюшек я рисовал еще в раннем детстве.»
На тот момент у них была маленькая команда — всего четыре человека. Это продюсер, графический дизайнер, программист и дизайнер. Дополнительно мы взяли одного товарища со стороны — Ари Пулккинена, который отвечал за звук.
Казалось бы, что ничего особенного игра не несет, но написав первую альфа версию игры, Питер дал поиграть в нее на своем iPhone маме, ожидая, что мама посмотрит на игру, попробует и отложит телефон в течении первых нескольких минут. Питер был спокоен и куда-то ушел. Но вернувшись чуть ли не через час обнаружил свою мать все еще играющую в эту игру. Питер Вистербака понял, что стоит продолжать разработку.
Знаете, как появился то самое противное хрюканье свиней? Команда сама озвучивала игру. Вот как это было. Из интервью Яакко Иисало: «Ари (напомню, человек отвечающий за звук) пришел с микрофоном и ящиком пива. Мы уселись в офисе, стали пить пиво и хрюкать. Представляете себе картину — сидят четыре взрослых чувака и делают так: «Хрю-хрю! Хрю-хрю!» Было весело. Так что все звуки в игре — это все мы после пива.»
Первые «Злые Птички» вышли 10-го декабря 2009 года исключительно на iPhone и iPod, а с выходом первого iPad появилась игра и для него. За первые месяцы игру купили 2 млн. человек. Стоила она столько же, сколько и сейчас — всего $0.99. Вскоре, после обретения нереальной популярности, эту игру написали и под все выше перечисленные операционные системы. После адаптации под все ОСи начался бум. Пошли десятки и сотни тысяч закачек. Все говорили об этой игре, думали, играли и делились опытом прохождения уровней. На этом компания не остановилась и продолжила свой путь. Весь 2010 год разработчики потели над новыми уровнями, которых, на данный момент, уже более 300. Узнав о том, что компания 20th Century Fox снимают мультфильм Rio Rovio начала переговоры о использовании идеи этого мультфильма в новой игре «Angry Birds Rio», где оппонентами птиц стали злостные обезьяны. Помимо совершенно новых уровней и противников, в этой игре порадовали игроков новые боевые птицы и «пасхалки». Рекламной компанией новых птичек занялась непосредственно компания 20th Century Fox, вложив в это кругленькую сумму денег. В итоге, Angry Birds стала самой продаваемой игрой в App Store.
После взрыва популярности серии игр Angry Birds, разные компании начали производить мягкие игрушки, печатать футболки с изображением птичек, печатать картинки птичек на чашках и огромное количество сувенирной и подарочной продукции.
А одни великие любители этой игры создали работоспособный манипулятор в виде рогатки, подключаемой по USB.
Разработчики «птичек» очень лояльны и всегда стараются держать связь с юзерами. Таким образом они отслеживают баги и прочие корявости уровней. Питер также на связи с простым людом как в Twitter, так и в Facebook, для общения с игроками. Питер считает, что лояльность и общение — это один из ключевых факторов успеха их компании. Однажды, NASA написали Питеру в твиттере: «Будем ли мы отправлять свиней в космос?». И тут Вистербака осенило, он же действительно может отправить свиней в космос и вообще поменять окружающую среду всех действий! Так родились «Angry Birds Space». Rovio очень тесно работала с NASA над этой игрой. Как говорит сам Вистербака: «Работать с NASA было замечательно. Иногда, мне казалось, что они даже в большем восторге от игры, чем мы. Это дало толчок нашей космической программе.» Самая новая игра из знаменитой серии была представлена народу 22 марта 2012 года. В игре было переработано полностью все. Были добавлены новые боевые птицы, разная гравитация (в зависимости от объекта, рядом с которым летит птица, меняется гравитация) и даже наделили птиц сверх силой.
Компания Rovio Mobile не перестает удивлять не только идеями игр, неким разнообразием в однообразии, но и презентацией этих самых игр. Выше упомянутых «Птичек в космосе» представили люди из NASA прямо в космосе! На борту Международной космической станции (МКС), на орбите нашей великолепной планеты, астронавт Дон Петтит продемонстрировал, почему физика в новых Angry Birds именно такая, какая она есть и показал миру саму игру.
Выпуск «Птичек в космосе» Питер считает огромным шагом вперед для компании и началом большого пополнения списка продукции, выпускаемой самой компанией. Сейчас же компания Rovio Mobile уже приобрела анимационную студию и готовится снимать короткометражные и полнометражные мультфильмы. Ведутся работы над тем, чтобы каждые две недели добавлялись все новые и новые уровни в игру. Также Rovio планирует быть не просто компанией, разрабатывающей игрушки. Сам Питер Вистербака настаивает на том, чтобы их компанию называли именно развлекательной. Что-то в этом есть, ведь компания уже не только разрабатывает игры, но и занимается прочей брендированной продукцией, они планируют выпускать мультфильмы, книги и даже построить по всему миру парки развлечений по аналогии Disneyland. Все к этому постепенно движется, ведь Rovio Mobile уже открывает свой офис в Китае.
В ноябре 2012 года выходит Angry Birds Star Wars — продолжение серии знаменитой игры Angry Birds. Игра посвящена и сделана по мотивам фильма «Звёздные войны». Меньше чем через год, 18 сентября 2013 года вышла Angry Birds Star Wars II. Игра сочетает в себе уровни игры Angry Birds и Angry Birds Space, которые происходят на стандартной местности и в космическом пространстве. В Angry Birds Star Wars II появилась возможность играть за свиную сторону, следовательно каждый эпизод разделён на 2 части, а вместо Повер-апов — замена персонажей. На сайте Metacritic рейтинг версии игры для iOS составляет 88 баллов из 100 возможных на основе 22 рецензий. По итогам 2012 года Angry Birds Star Wars была номинирована в категориях «Лучшая мобильная физическая головоломка» и «Лучшая мобильная игра» от сайта IGN.
Несколько интересных фактов о Rovio Mobile и Angry Birds:
— Над игрой начинали работать «аж» 12 человек. Сейчас штат насчитывает более трехсот работников.
— Стартовый капитал был всего 100 тыс. евро. Сейчас компания имеет почти 60 млн. евро.
— Компания Rovio Mobile не потратила ни цента на рекламу и продвижение «Птичек». «»Птички» сами себя продвинули» — сказал Вистербака.
— Основной доход компании попадает на Китай, США, Англию и Латинскую Америку.
— Angry Birds является самой популярной и прибыльной мобильной игрой за всю историю.
— Больше всего уровней в серии Angry Birds досталось двум холиварщикам — iOS и Android устройствам. Но тут Android победил в силу бесплатности «Птичек» для этой ОС.
— Вистербака гордится тем, что в Китае бренд «Птичек» на третьем месте по количеству подделок. Он говорит, что это показывает то, насколько Angry Birds популярны и что компания Rovio Mobile будет всеми силами стараться выйти на первое место по «подделываемости».
— На ноябрь 2011 года в сумме игроками было пройдено порядка 266 миллиардов уровней, произведено порядка 400 миллиардов выстрелов птицами и ежедневно игроки проводят за игрой в сумме более 300 миллионов минут в день.
— Красная птица из игры стала официальным талисманом Чемпионата мира по хоккею 2012.
— На Петербургском международном экономическом форуме, Питер Вистербака был удостоен благодарности президента России Дмитрия Медведева за то, что неоднократно замечал политиков, играющих в Angry Birds в рабочее время. Медведев сказал: «Прежде чем я скажу какие-то политические вещи, хотел бы поблагодарить господина Вестербака за то, что он создал занятие для огромного количества чиновников, которые теперь знают, чем заниматься в свободное и не свободное время. Я это неоднократно наблюдал.»
Помимо Angry Birds, Rovio выпустили Angry Birds, Amazing Alex, Bad Piggies, The Croods, но это уже совсем другая история…
Спасибо! интересно и информативно
У нас много еще интересных статей и материалов, лазий по сайту, читай, то, что понравится, делай репосты, для нас это очень полезно
Когда выпустят bad piggies на windows phone 8?
В ближайших планах пока только игра Angry Birds GO, которая выйдет 11 декабря этого года!
Сувенирная продукция от компании «Престиж-Z», расположенной в Москве, представлена на сайте: https://prestige-z.ru/.